![]() |
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|
Как написать дипломную и курсовую работу.
|
Курсовая работа - это самостоятельное учебно-научное исследование студента, которое выполняется по определенному учебному курсу или по определенным его разделам. В соответствии с Положением об организации учебного процесса в высших учебных заведениях Украины, курсовая работа выполняется с целью закрепления, углубления и обобщения знаний, полученных студентами за время обучения, и их применения к комплексному решению конкретной профессиональной задачи. Тематика курсовых работ может отвечать задачам учебной дисциплины и быть тесно связана с практическими вопросами конкретной специальности. Она утверждается на заседании кафедры. Выполнение курсовых работ определяется графиком. Курсовая работа помогает студенту систематизировать полученные теоретические знания по изучаемой дисциплине, а преподавателю проверить качество этих знаний. Дипломная работа - это квалификационное учебно-научное исследование студента, которое выполняется на завершающем этапе обучения в высшем учебном заведении. Дипломная работа имеет комплексный характер и связана с использованием приобретенных студентом знаний, навыков и способностей по специальным дисциплинам. Она предусматривает систематизацию, закрепление, расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение их при решении конкретных научных, производственных и других задач. К дипломным работам предъявляются такие основные требования: К защите дипломных работ допускаются студенты, которые выполнили все требования учебного плана, прошли производственную практику (стационар), предоставили в установленный срок дипломную работу и положительные отзывы на нее. Курсовая и дипломная работа как самостоятельное учебно-научное исследование может выявить уровень общенаучной и специальной подготовки студента, его способность применять полученные знания для решения конкретных проблем, склонность к анализу и самостоятельному обобщению материала по теме исследования. Обычно студенту предоставляется право выбора темы курсовой и дипломной работы из числа определенных выпускными кафедрами учебного заведения. Иногда разрешается предложить свою тему с обоснованием ее разработки. Руководство курсовыми и дипломными работами осуществляется преподавателями. Организация и контроль над процессом подготовки и защиты курсовых и дипломных работ возлагаются на заведующих кафедрами. Тематика курсовых и дипломных работ ежегодно корректируется с учетом приобретенного на кафедрах опыта, пожеланий специалистов, рекомендаций Государственной экзаменационной комиссии (ГЭК). Независимо от выбранной темы, структура курсовой (дипломной) работы может быть следующей: титульный лист; содержание; введение; несколько глав, подпунктов, которые раскрывают теорию вопроса и опыт практической работы; выводы; список использованной литературы; приложения (при необходимости). Рационально организовать работу над курсовой или дипломной работой, правильно
распределить свое время, адекватно разработать выбранную тему поможет
следующий алгоритм написания таких работ: Выполнение курсовой и дипломной работы организуется согласно графика, утвержденного кафедрой и деканатом. Подготовительный этап работы над дипломной и курсовой работой начинается с выбора темы, ее осмысления и обоснования. Из перечня тем, предложенных кафедрой, студент выбирает ту, которая наиболее отвечает его интересам. При выяснении объекта, предмета и цели исследования необходимо учитывать, что между ними и темой курсовой или дипломной работы существуют системные логические связи. Объектом исследования является вся совокупность отношений различных аспектов теории и практики науки, которая служит источником необходимой информации. Предмет исследования - это только те существенные связи, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, являются главными, определяющими для конкретного исследования. Таким образом, предмет исследования бывает уже объекта исследования. Определяя объект, следует найти ответ на вопрос: что рассматривается? Вместе с тем предмет определяет аспект изучения, дает представления о содержании объекта исследования, о том, какие новые отношения, свойства, аспекты и функции объекта раскрываются. Другими словами, объектом выступает то, что исследуется. А предметом - то, что в этом объекте имеет научное объяснение. Выполнение задач исследования невозможно без ознакомления с основными литературными источниками по теме курсовой или дипломной работы. С целью более полного их поиска необходимо использовать разные источники: каталоги и картотеки кафедр и библиотек высшего учебного заведения, а также ведущих научных библиотек, библиографические указатели, прикнижные и пристатейные списки литературы, сноски и ссылки в учебниках, монографиях, словарях и др., указатели содержания годовых комплектов специальных периодических изданий, электронные каталоги библиотек и т.п. Во время поиска литературных источников необходимо выяснить состояние изученности выбранной темы современной наукой, чтобы конкретнее и точнее определить направления и основные разделы своего исследования. Второй этап начинается с изучения литературы по теме дипломного проекта или курсовой работы. Читая издание, необходимо внимательно следить за ходом авторской мысли, уметь отличать главные положения от доказательств и иллюстративного материала. Часто статьи из научных сборников сложны для восприятия, поэтому необходимо их читать несколько раз, стараясь выделить главную идею и аргументы. Чем шире и разнообразнее будет круг источников, которыми студент пользовался, тем более существенной будет теоретическая та практическая значимость его исследования. Правильная и логическая структура дипломной или курсовой работы - залог
успеха раскрытия темы. Процесс уточнения структуры непростой и может длиться
на протяжении всей работы над исследованием. Предварительный план работы
следует показать научному руководителю, поскольку может случиться так,
что будет необходимо переписывать текст работы. Тема должна быть раскрыта без пропуска логических звеньев, поэтому, начиная работать над главой, необходимо отметить ее главную идею, а также тезисы каждого подпункта. Тезисы необходимо подтверждать фактами и мнениями различных авторов, результатами анкетирования и эксперимента, анализом конкретного практического опыта. На заключительном этапе предполагается написание студентом введения и выводов к дипломной работе, курсовой работе, оформление списка литературы и приложений, редактирование текста, его доработка с учетом замечаний научного руководителя, подготовка работы к защите. Введение целесообразно писать после того, как будет написана основная часть курсовой или дипломной работы. Во введении обосновывается актуальность темы, ее практическая значимость; определяются объект, предмет, цель и задача исследования; рассматриваются методы, с помощью которых оно проводилось; раскрывается структура работы, ее основное содержание. Частью введения является обзор литературы по теме исследования, в который включают наиболее ценные, актуальные работы. Закончить обзор необходимо кратким выводом о степени освещения в литературе основных аспектов темы. Логическим завершением дипломной и курсовой работы являются выводы. Главная их цель - итоги проведенной работы. Выводы лучше делать в виде отдельных лаконичных предложений, методических рекомендаций. Очень важно, чтобы они отвечали поставленным задачам. В выводах необходимо указать не только то положительное, что удалось обнаружить в результате изучения темы, но и недостатки и проблемы практического характера, а также конкретные рекомендации относительно их устранения. Список использованной литературы отражает объем использованных источников и степень изученности исследуемой темы, является визитной карточкой автора работы, его профессиональным лицом, свидетельствует об уровне овладения навыками работы с научной литературой. Список должен содержать библиографическое описание источников, использованных студентом во время работы над темой. Составляя его, необходимо придерживаться требований государственного стандарта. Каждую библиографическая запись следует начинать с красной строки, литературу нужно располагать в алфавитном порядке авторов и названий работ, сначала издания на украинском и русском языках, затем на иностранных (в некоторых вузах список нумеруют согласно порядку ссылок в тексте). Библиографические записи в списке должны иметь порядковую нумерацию. В тексте работы следует давать в квадратных скобках ссылки на номера списка. Если необходимо указать номер страницы, ее ставят через запятую после номера издания. Завершая написание курсовой и дипломной работы, необходимо систематизировать иллюстративный материал. Иллюстрации можно размещать в тексте, но если они громоздки или касаются темы лишь косвенно - их следует оформлять в виде приложений. То же самое справедливо и для таблиц. Все приложения должны иметь порядковую нумерацию и названия, которые отвечают их содержанию. Нумерация листов с приложениями продолжает общую нумерацию страниц основного текста работы. Объем курсовой работы определяется в каждом вузе и по каждому предмету отдельно, однако обычно он составляет 25-40 страниц; объем дипломной работы в большинстве вузов - 60-100 страниц. Литературное оформление курсовой и дипломной работы является важным элементом ее выполнения и одним из многих факторов, которые учитывает комиссия при оценивании во время защиты. Прежде всего, обращается внимание на содержательный аспект изложения материала (логичность и последовательность, полнота и репрезентативность, т.е. широта использования научных источников, общая грамотность, соответствие стандартам и принятым правилам), а также на текст работы, список литературы и приложения, на внешнее оформление титульного листа. В дипломных и курсовых роботах необходимо стремиться придерживаться принятой терминологии, обозначений, условных сокращений и символов, не рекомендуется употреблять выражения-штампы, вести изложение от первого лица: "я наблюдал", "я считаю", "мне кажется", "по моему мнению". Следует избегать в тексте частых повторений слов или словосочетаний. При упоминании в тексте фамилий (ученых-исследователей, практиков) инициалы, как правило, ставятся перед фамилией (В.М. Петров, а не Петров В.М., как это принято в списках литературы). Следует отметить, что ряд научных руководителей считает нормой, если курсовая, а в особенности дипломная работа перерабатывается студентом несколько раз. Даже если работа написана очень хорошо, некоторые преподаватели все одно захотят что-то исправить в ней. В особенности достается тем студентам, которые не могут объяснить свою позицию руководителю, не способны прокомментировать собственноручно написанный текст, а на все замечания лишь кивают головой, потупив взор. К формулировке заголовков глав и подпунктов курсовой и дипломной работы выдвигаются такие основные требования: сжатость, четкость и синтаксическое разнообразие в построении предложений с преобладанием простых; последовательное и точное отображение внутренней логики содержания работы. Главы и подпункты принято нумеровать арабскими цифрами (в ряде вузов главы принято нумеровать латинскими цифрами). Подпункты нумеруют отдельно внутри каждой главы. Порядковые номера глав и подпунктов пишут в одной строке с заголовком, причем при выравнивании по центру в конце точка не ставится. Страницы работы должны иметь поля, размер которых указывается в методических рекомендациях каждого вуза. Наиболее часто встречаются такие требования: левое поле - 30 мм, сверху и снизу - 20-25 мм, правое поле - 10 мм. Все страницы работы нумеруются от титульной до последней без пропусков или буквенных добавлений. Первой страницей считается титульный лист, на ней цифра 1 не ставится, второй считается содержание, на ней цифра 2 также не ставится, на следующей странице проставляется цифра 3 и далее в соответствии с порядком. Дипломная и курсовая работа начинается с титульного листа. На нем указываются министерство, название института (университета), в котором выполнялась курсовая или дипломная работа, название кафедры, на которой она выполнялось, полное название темы работы, фамилия и инициалы студента-дипломника, курс, группа, факультет, где он учится, фамилия, инициалы, ученое звание научного руководителя, год и место выполнения работы. На следующей странице размещается содержание с обозначением номеров страниц. Все главы и подпункты, которые есть в плане, должны быть выделены в тексте заголовками и подзаголовками. |
www.diplom.in.ua
|